среда, 4 декабря 2013 г.

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО. ДЕКАБРЬ - ДЕКАДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ. ВИКТОРИНА.



Викторина по правам человека
«Хочу всё знать!»
для учащихся  8- 9-х классов.

В процессе подготовки к викторине в каждом классе создаётся команда (6-7 человек), выбирается капитан. Все остальные учащиеся класса становятся болельщиками, которые тоже участвуют в викторине, помогая своей команде и борясь за индивидуальные призы. Каждая команда для участия в викторине готовит:
·         название, эмблему;
·         вопросы команде противника (можно использовать кроссворд, составленный ранее)
(См. приложения 5,6,7)
Формируется жюри из учителей и учащихся 11-х классов – членов инициативной группы. Подбирается музыкальное сопровождение, готовятся ведущие (ученики 11-х классов).Кроме того, предлагается список источников и литературы, которую учащимся необходимо изучить или повторить для подготовки к викторине.

I конкурс. «Разминка»
Вопросы для разминки:
1.      Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (10 декабря 1948 г.)
2.      Какие годы в ХХ веке ООН объявляла Годом ребёнка? (1979 и 1993гг.)
3.      Какой год ООН объявила Годом семьи? (1994г)
4.      Какой год был объявлен ООН Годом Прав человека и почему? (1998 год, в связи с 50-летием создания Всеобщей декларации прав человека)
5.      Когда ООН была принята Конвенция о правах ребёнка? (20 ноября 1989 г)
6.      Назовите документ, предшествующий Конвенции о правах ребёнка. Когда он появился на свет? (Декларация о правах ребёнка, в 1959 году)
7.      Сколько статей содержит Конвенция о правах ребёнка? (54 статьи)
8.      Назовите документ, принятый в Англии в 1215 году. (Великая хартия вольностей)*
Предложенные вопросы задаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если одна из команд не знает ответ на свой вопрос, то другая команда получает право ответить за неё. За это даётся уже 2 очка. Если обе команды не знают ответа Командам могут быть предложены и другие вопросы.на предложенный вопрос, он адресуется болельщикам, которые могут помочь своей команде.     Для подведения итогов каждого конкурса слово предоставляется жюри.

II конкурс. Лингвистическая мозаика.
Команды получают по 2 конверта, в которых содержатся карточки с написанными в них отдельными словами.
Участники викторины должны за 2 минуты составить по 2 определения правоведческих понятий, используя все приведённые в каждом конверте слова и назвать их. При этом можно изменять слова по падежам (они даны в основном в именительном падеже).
(Пока команды выполняют задание, звучит тихая, спокойная музыка).
Приведём несколько вариантов.
1.      Осуществлять, обеспечиваемая, государство, возможность, что-то, узаконенная, делать, охраняемая.
(Ответ: охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять право).
2.      Люди, природа, права, возможность, иметь, людьми, жить, с, совместно, соответствие, с, в, другими, их.
(Ответ: права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми права человека).
3.      Совокупность, средства, осуществление, политическая, метод, отражать, приёмы, власть, уровень, политическая, свобода, и.
(Ответ: совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы – политический режим).
4.      Право, гражданский, документ, акт, систематизированный, который, законодательный, содержать, нормы.
(Ответ: документ, систематизированный акт, который содержит нормы гражданского права – гражданский кодекс).
Общая оценка за конкурс – по 5 баллов за каждое задание (составить определение – 3 балла, назвать понятие – 2 балла).

III конкурс. Конкурс капитанов.
Капитаны команд отвечают на вопросы тестов. Предлагается вопрос и ряд ответов. Первым отвечает тот капитан, который первым поднимет руку, показывая, что знает правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл.¬
Приводим примеры тестов для конкурса капитанов.
1.      Права человека – это проблема:
         а) наших дней;
         б) последнего столетия;
         в) вечная.
2. Как называется совокупность основных международных договоров о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему?
         а) Меморандум о правах человека;
         б) Международный Билль о правах человека;
         в) Кодекс прав человека.
3. В каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина?
         а) Обязанности имеют приоритет над правами;
         б) Права имеют приоритет над обязанностями;
         в) Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.


 
        *В тесте правильный ответ выделен курсивом.
      4. Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?
         а) Персональные права;
   б) Интимные права;
         в) Личные права.

5. Что из существующего в практике многих стран противоречит праву человека на жизнь?
         а) Дорожно-транспортные происшествия;
         б) Смертная казнь;
         в) Недостаток пищи.   
6. Куда следует обращаться, если права человека оказываются грубо нарушенными?
         а) К обидчику;
         б) В суд;
         в) К генеральному секретарю ООН.
7. Как называется принцип, выраженный в ст.49 Конституции РФ: «1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»?
         а) Принцип справедливости судопроизводства;
         б) Принцип гарантированности достоинства личности;
         в) Принцип презумпции невиновности.
8. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осуждён?
         а) На устное извинение секретаря судебного заседания;
         б) На получение справки о случившейся судебной ошибке;
         в) На возмещение государством причинённого ему вреда.
9.      Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?
         а) Во всех сферах жизни и деятельности;
         б) Только в среде своих друзей;
         в) Только в семье.
10. Как именуется должность человека, избираемого Гос. Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?
         а) Магистр;
         б) Председатель союза правозащитников;
         в) Уполномоченный по правам человека.
11. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы:
         а) которая мешает образованию и вредит здоровью;
         б) которая не указана в официальных справочниках;
         в) которая не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
12. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:
         а) Отдельно от взрослых;
         б) Вместе со взрослыми;
         в) Это не имеет существенного значения.

IV конкурс. Домашнее задание.
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, составленный командой соперников (См. приложение 5,6,7)
     За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается ещё 2 балла.

V конкурс. Народная мудрость.
Этот конкурс требует специальной подготовки, поэтому его содержание сообщается командам заранее (за несколько дней), чтобы учащиеся нашли необходимый материал в дополнительной литературе.
      Задание: за 2 минуты каждая команда должна написать как можно больше пословиц и поговорок разных народов по теме «Право и закон».
      За каждый ответ даётся по 2 балла.
Приводим возможные варианты ответов:
«Всуе законы писать – когда их не исполнять» (русская пословица).
«Нужда свой закон пишет, законы святы, да исполнители супостаты» (русская пословица).
«Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (русская пословица).
«Законы деспота беспощадны» (древнекитайская пословица).
«Где права сила, там бессильно право» (японская пословица).
«Для господ закон не писан» (японская пословица).
«По лесу и звери, по времени и законы» (народная мудрость).

VI конкурс. Права человека в рисунках.
Каждая команда получает конверт. В нём – рисунки детей, иллюстрирующие статьи Всеобщей декларации прав человека. (Можно использовать рисунки участников конкурса «Я рисую свои права»).
      Задание командам – вспомнить содержание соответствующих статей Декларации прав человека и подписать рисунки.
Приведём несколько примеров.
 Статья 1.Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.     Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Рисунок – см. Приложение №8).
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах. (См. Приложение №9).
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… (См. приложение №10).
Статья 18 .Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. (См. Приложение №11).
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. (См. Приложение №12).
Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. (См. Приложение №13).
     За каждый ответ команде присуждается по 2 балла. Если участники конкурса называют и номер статьи, то команде даётся ещё по 1 баллу.
      Пока жюри подводит итоги викторины, объявляется следующий конкурс.

Конкурс для болельщиков.
О проведении конкурса сообщается заранее. Это делает болельщиков не просто пассивными наблюдателями, а вызывает у них чувство заинтересованности. Кроме помощи своей команде, самые активные болельщики могут быть поощрены грамотами и призами.
Предлагаем примерные вопросы конкурса болельщиков.*
1.           Какова главная сила, регулирующая отношения в обществе? (Власть).
2.      Какова власть парламентариев (в России – депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации)? (Законодательная).
3.      Что издавна именуют искусством управления государством? (Политику).
4.      Какое слово часто используется как синоним термину «право»? (Закон).
5.      Законы какого царя являются древнейшими из дошедших до нас? (Хаммурапи).
6.      В каком году была принята последняя Конституция СССР? (В 1977 году).
7.      Конституция какой страны является первой писаной Конституцией в мире? (США).
8.      Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).
     
  *Вопросы для болельщиков должны быть более простыми. За каждый правильный ответ болельщику даётся специальный значок (в виде цветного кружка) для удобства подсчёта баллов.
9.      Какие две основные формы Государственного правления знает история? (Монархия, республика).
10.  Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ? (Обязанности).
11.  Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова? (Тоталитарный).
12.  Какие властные государственные учреждения должны обладать наиболее масштабным и действенным средством защиты прав населения? (Суды).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
         По окончании конкурса болельщиков слово предоставляется жюри. Оно подводит итоги викторины, награждает победителей среди команд и болельщиков памятными призами и грамотами.
         Звучит музыкальная композиция.



 
Приложение № 1.
Вариант объявления о конкурсе сочинений, эссе, социальных проектов.
Внимание!
Всем! Всем! Всем!
Мы, дети XXI века, хотим жить в свободном, демократическом обществе.
Будущее зависит от нас.

Я не знаю, что надо творить для спасения века,
Не хочу оправданий, снисхожденья к себе не прошу…
Чтобы жить и любить, быть простым, но простым  человеком
Я иду на тяжелый и бессмысленный риск – и  пишу
                                                                       (Н. Коржавин)

Не проходите мимо! Не оставайтесь равнодушными!
Участвуйте в конкурсе…
(сочинений и т.п.) на тему…

Конкурс проводится с ….. по ….. среди учащихся …. классов.

                                                                                   
Приложение № 2
Вариант объявления об игре знатоков прав человека «Что? Зачем? Почему?»

                                          Внимание!!!
В местной газете появилась информация:
                                          «Супруги Л. постоянно пьянствовали, пропивали
все деньги, которые получали на случайных подработках, нередко при этом дрались, сквернословили. В последнее время стали посылать своих детей – 9-летнего Витю и 6-летнюю Кристину – побираться на вокзал. По инициативе школы, где учился Витя, в суде было возбуждено дело о …»

Хочешь узнать, какое дело было возбуждено в данном случае, и чем должно закончиться его рассмотрение?  Хочешь узнать больше о своих правах и их как их защитить?
            Приходи …… в………часов на  игру знатоков прав человека

«Что? Зачем? Почему?»

                                                           Приложение № 3

Схема 1.
Виды прав человека
А) По сферам жизнедеятельности
Гражданские
Политические
Экономические
Социальные
Культурные
Права, принадлежащие
Человеку как биосоциодуховному существу
Возможности участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления
Возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности
Притязания на достойный уровень жизни и благосостояние
Права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности

Б) По происхождению
Естественные
Позитивные
Идеи и представления о должном положении человека в обществе
Юридические нормы, закрепляющие субъективные права в законах

В) По времени формирования
Первое поколение
(конец XVIII в.)

Второе поколение
(конец XIX в.)
Третье поколение
(70-е годы XXв.)
Личные и политические
Социалистические
Права народов, отдельных социальных групп, новые права

Г) По политическому статусу
Права человека
Права гражданина
Права члена человеческого союза
Права государственно-политической личности

Д) По субъектам-носителям
Индивидуальные
Коллективные
Права отдельно взятого человека
Права, принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей определенной общности


                                                                      


             Приложение № 4

Схема 2.
Права ребенка

Личные права
Социальные права
Культурные права
Политические права
ü      Право на жизнь, выживание и развитие.
ü      Имя с рождения.
ü      Знание родителей и их заботу.
ü      Приобретение гражданства.
ü      Право на свою защиту.
ü      Выражение своих взглядов.
ü      На пользование услугами здравоохранения.
ü      На особую защиту государства при лишении семейного окружения.
ü      На социальную безопасность.
ü      На достойный уровень жизни, который обеспечивают родители.
ü      На получение информации.
ü      На образование.
ü      На отдых, досуг, игры, занятие искусством.
ü      Пользование родным языком.
ü      На свободу совести, мысли и религии.
ü      На свободу ассоциаций и мирных собраний.
ü      Знать свои права.


                                              


          Приложение № 5

Кроссворды   «Права человека»
Кроссворд № 1.
По горизонтали:
1. Политический режим, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.
3. Основной закон государства.
4. Возможность иметь права, быть под защитой закона.
5. Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от обязанностей.
            По вертикали:
1. Инакомыслящий, не согласный с господствующей идеологией.
2. Орган местного самоуправления.
3. Систематизированный сборник законов в какой-либо области права.
6. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.





1

2

























































3



































































4









































5

6













































































































































Ответы на кроссворд:
По горизонтали:                                                     По вертикали:
1. Демократия                                                          1. Диссидент
3. Конституция                                                        2. Муниципалитет
4. Правоспособность                                              3. Кодекс
5. Льгота                                                                   6. Геноцид


   
Приложение № 6
Кроссворд № 2


По горизонтали:
1. Полная независимость от других государств.
3. Карательная мера, наказание, призванное подавить, пресечь что-либо.
5. Крайняя форма расовой дискриминации.

По вертикали:
1.       Действие, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.
2.       Всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения.
3.       Произвол, самовластие, жестокое подавление чужой воли.




1



2


































4
























3





















































5












































 
Ответы:

По горизонтали:

  1. Суверенитет
3.  Репрессия
5. Геноцид
 
По вертикали:

  1. Сделка
  2. Референдум
  3. Деспотизм

                                                                                                
               Приложение № 7

Кроссворд  «Преступление и наказание»
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то получите по вертикали слово, означающее освобождение от дальнейшего отбывания наказания или замену наказания более мягким.









1















2




















3
















4
















5


















6























7













8



















9















10





















11
















            1. Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.
            2. Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой.
            3. Освобождение от наказания осужденных за совершенное преступление.
4. Совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.
5. Цена, уплачиваемая за свободу от греха (как правило страданием или смертью).
6. Гражданин, получивший разрешение (лицензию) на право проверки финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
7. Осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества.
8. Деньги или вещи, даваемые должностному лицу как подкуп, оплата запретных действий.
9. Обман, неблаговидные жульнические действия с корыстными целями.
10. Мера государственного принуждения, назначаемая судом.
11. Открытое хищение чужого имущества.


 

Ответы:

   1. Преступление                                          6. Аудитор.
   2. Закон.                                                        7. Взятка.
   3. Амнистия.                                                8. Мошенничество.
   4. Юстиция.                                                  9. Наказание.
   5. Искупление                                              10. Грабеж.









  









Комментариев нет:

Отправить комментарий