ЗАПОРІЗЬКА МІСЬКА РАДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ
ТЕРИТОРІАЛЬНИЙ ВІДДІЛ ОСВІТИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ
Шевченківського району
Запорізька загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів
№65
пр.
Моторобудівників, 26, м. Запоріжжя,
69068 тел.: 278-35-91
Е-mail: school-65@ukr.net
CЕМІНАР
ПРАКТИЧНИХ ПСИХОЛОГІВ
НА БАЗІ ЗЗШ № 65
З ТЕМИ:
«РОБОТА ПСИХОЛОГІЧНОЇ СЛУЖБИ ЩОДО
ПОПЕРЕДЖЕННЯ НЕГАТИВНИХ ЯВИЩ СЕРЕД УЧНІВСЬКОЇ МОЛОДІ»
Перелік питань
|
Форма представлення
|
Відповідальний
|
Теоретичні
основи для забезпечення профілактичної роботи практичного психолога та
соціального педагога
|
Доповідь
|
Безклепченко І. А.
|
Алгоритм
роботи психологічної щодо попередження негативних явищ серед неповнолітніх.
|
Доповідь
|
|
Представлення
практичного досвіду роботи.
|
Практичне заняття
|
6 ЛЮТОГО 2014 РОКУ
ЗЗШ № 65
КАБІНЕТ № 229
ПОЧАТОК СЕМІНАРУ – 14-00
Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в
обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев
компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не
только подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.
Человек обладает способностью
любить,
и он не может найти
применения своей способности любить,
он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и
жестокость.
Этим средством он
руководствуется
как бегством
от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
В росте агрессивности детей всё чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад значителен. Возникает вопрос: запрет боевиков и криминальных фильмов сделает наших детей чуткими и добрыми?
Психологи говорят – нет,
этого недостаточно.
У агрессии сложная природа.
Чтобы воспрепятствовать возникновению агрессивности, надо понимать её природу и нейтрализовать истоки.
Все люди от рождения обладают индивидуальными особенностями, которые лежат в основе темперамента человека.
У каждого темперамента есть
своя ведущая эмоция: у сангвиника – это радость, у меланхолика – страх, у
флегматика – чувство, что всё будет хорошо, для холерика – гнев.
В основе агрессивного
поведения всегда лежит гнев. Значит ли это, что дети с агрессивным поведением –
холерики?
Нет, но у холериков
природные предпосылки для такого поведения богаче, им труднее справиться со
своими эмоциями.
Ну а если ребёнок
уравновешен, доброжелателен или робок (флегматик, сангвиник, меланхолик),
значит ли это, что он никогда не злится и не раздражается?
И опять психологи скажут-
нет, потому что гнев и другие отрицательные эмоции у ребёнка любого
темперамента возникают от внешних раздражителей, накладываясь на внутренние,
природные условия.
Самыми первыми и самыми
мощными раздражителя являются сами родители.
Представьте себе несовпадение темпераментов мамы и ребёнка. Непросвещённой маме-холерику её сын-флегматик будет казаться слишком медлительным, заторможенным. Она замучает его понуканиями, своим нетерпением, не понимая, что это не только он медлительный, но и она слишком «скоростная». Неучёт этого противоречия будет порождать в ребёнке протест, страх, гнев, а потом и агрессивное поведение в разных его проявлениях.
Маме-флегматику ребёнок-холерик будет казаться слишком активным и неуправляемым ребёнком. Остановить его не удаётся, а запреты только усугубляют его активность. Таким образом, причиной возникновения гнева, как предпосылки агрессии, становятся сами родители.
Причин гнева много. Одна из сильнейших – боль. Частыми причинами возникновения гнева является дискомфорт: голод, усталость, стресс.
Ограничение физической
свободы детей и психологическое ограничение вызывают гнев и протест детей.
Любая несправедливость с точки зрения ребёнка или препятствие в достижении цели
может являться причиной гнева или подавленности.
Гнев может порождаться даже
неудовлетворением собой, и тогда гнев и агрессия направляются ребёнком на себя (аутоагрессия).
Возникший гнев находит
выход в агрессивном поведении (физическом или вербальном), а агрессивное
поведение, повторяясь, становиться стойкой чертой личности – агрессивностью.
Есть два понятия
агрессивности:
1) агрессивность как стойкая черта личности – это специальное причинение зла другому для достижения своей цели;
2) агрессивное поведение как форма выражения гнева, зачастую ситуативно, не стойко.
Задача родителей - научить ребёнка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.
Управление гневом позволяет в нужный момент дать отпор, сохраняя при этом умеренность чувства гнева и дозированную демонстрацию агрессии. Важно научить детей социально приемлемой форме выражения агрессии (слова вместо драки, использования взгляда вместо рук).
Чем раньше начинается воспитание неагрессивности ребёнка, тем лучше. Точнее было бы сказать – воспитание доброжелательности, чуткости, сопереживания в ребёнке.
Методы воспитания в разные
возрастные периоды неодинаковы, как и причины возникающего гнева. Чем ребёнок
старше, тем замаскированней причина, тем больше родительского труда требует её
выявление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий