Водохрещення Господнє
19 січня, православні та грекокатолики відзначають велике свято — Водохрещення Господнє, або Богоявлення. Свято встановлене на честь євангельської події, коли 30-літній Ісус Христос хрестився від Івана Предтечі у водах Йордану. Своїм водохрещенням у Йордані Спавитель започаткував Таїнство водохрещення — одне із семи головних церковних таїнств, через яке людина ніби наново народжується для життя во Христі. На честь євангельської події в цей день, а також напередодні /у водохресний Святвечір/ у всіх православних храмах відбувається чин Великого водоосвячення.
19 січня, православні та грекокатолики відзначають велике свято — Водохрещення Господнє, або Богоявлення. Свято встановлене на честь євангельської події, коли 30-літній Ісус Христос хрестився від Івана Предтечі у водах Йордану. Своїм водохрещенням у Йордані Спавитель започаткував Таїнство водохрещення — одне із семи головних церковних таїнств, через яке людина ніби наново народжується для життя во Христі. На честь євангельської події в цей день, а також напередодні /у водохресний Святвечір/ у всіх православних храмах відбувається чин Великого водоосвячення.
Святкувати його християни почали ще з
апостольських часів. Збереглося свідчення святителя Климента
Олександрійського від II століття про нічне пильнування, яке вчиняється
перед святом Водохрещення Господнього. Починаючи з III століття,
Григорій Чудотворець, мученик Іполит і всі великі отці Церкви проводили в
день свята особливі розмови з паствою, у яких роз’яснювали його зміст.
У старовину було також прийнято
освячувати воду в ріці або озері, для чого в ожеледі пробивали широку
ополонку — йордань, навколо якої відбувалася хресна хода. Оскільки
вважалося, що вода в йордані цілюща і протистоїть «лихому оку», люди
черпали в цій ополонці воду, несли додому і зберігали її цілий рік.
Крещение Господне (Святое Богоявление)
Крещение, или Богоявление, празднуется
Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18
января установлен строгий пост.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.
Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).
Слово «крещаю», «крещу» в переводе с
греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности
крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в
Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной
животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там
пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого
потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
В память того, что Спаситель Своим
Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода
освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или
других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется
шествие для освящения природных водоемов.
Крещение Иоанново было символическим и
означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека,
кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов
Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я
не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас
водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).
И вот к нему приходит Иисус из Назарета.
Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его,
говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но
Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить
всякую правду» (Мф. 3, 14-15).
После Крещения Христа крещение для людей
уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос,
Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», —
подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски — то же, что
по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло
нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся
приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.
28, 19).
Комментариев нет:
Отправить комментарий