воскресенье, 28 августа 2016 г.

Популярные мифы о прививках

Популярные мифы о прививках

Может ли вакцина стать ядом для организма или вызвать настоящую болезнь и почему прививка — это не вопрос личных предпочтений
3043090
Вакцинация — одна из наиболее спорных тем современной медицины. За годы ожесточенных дебатов она обросла мхом легенд, услужливо предоставляющих «весомые» аргументы «антипрививочникам». Развенчиванием самых вопиющих я и займусь в третьей статье цикла о вакцинации.

Миф 1: ядовитые компоненты

«Весомый» аргумент противников вакцинации, который они не устают приводить, — токсичность. Дескать, в состав вакцин входят ядовитые компоненты, способные отравить не только малое дитя, но и компактную лошадь. Лидерство в перечне этих веществ принадлежит ртутьсодержащему антисептику и консерванту мертиоляту (синонимы: тиомерсал или тимеросал).
Ртуть и впрямь высокотоксична при приеме внутрь — этого отрицать нельзя. Как нельзя отрицать слова Парацельса, заметившего еще пять веков назад, что единственное отличие лекарства от яда состоит в дозе.
Предотвращающий развитие в вакцинах микроорганизмов мертиолят используется еще с 30-х годов прошлого столетия. За почти семь десятилетий широкого применения действительно было зафиксировано несколько случаев отравления ртутью при вакцинации. В каждой из этих историй общая доза введенного тимеросала по тем или иным причинам была многократно превышена и колебалась от 3 мг до нескольких сотен миллиграммов на килограмм массы тела. Однако в вакцинах его содержание в среднем составляет 12,5 мкг (т. е. 0,0125 мг) в одной дозе.
Всего тимеросалом отравилось около десятка больных, а избежали заражения тяжелыми инфекциями миллионы. При этом обращаю ваше внимание, что вероятность трагических просчетов и в спокойные для мертиолята времена была крайне мала, а сегодня, когда стараниями отдельной категории граждан поднят шум на весь мир, и вовсе свелась к нулю. Контроль за оборотом вакцин, в том числе содержащих этот консервант, нынче строжайший, и получить по недосмотру, «неправильную» вакцину просто невозможно.
Сам же тимеросал прошел через множество клинических исследований, проведенных в соответствии с требованиями доказательной медицины. Ни одно из них не подтвердило его токсичности при введении в рекомендуемых дозировках и тем более не выявило связи с развитием аутизма, о которой до сих пор твердят на всех углах.
Тем не менее, в угоду встревоженным активной «просветительской» деятельностью «антипрививочников» родителям, тимеросал был запрещен для использования в детских вакцинах. Между прочим, это самым негативным образом сказалось на цене вакцин — из-за запрета консерванта фармкомпании вынуждены выпускать только разовые дозы препарата, а они значительно дороже форм, рассчитанных на несколько введений. Сегодня тимеросал можно «встретить» лишь в вакцинах против гриппа, однако это не мешает поборникам жизни без прививок по-прежнему пугать всех «ядовитой ртутью».
Мифы о прививках: ядовитые компоненты

Есть у них в запасниках и еще парочка «ядов», в частности, соляная кислота и формальдегид. Их присутствие и в самом деле может ужаснуть чувствительных родителей. Однако вспомним химию: кислота, добавленная к щелочному раствору, превращает его в нейтральный. Именно для этого HCl и используется в вакцинах — чтобы pH раствора стал равен 7. А формальдегид не только применяется в моргах и прочих печальных заведениях, но и постоянно вырабатывается в нашем организме. Кстати, когда вы дочитаете эту статью, ваш организм произведет больше формальдегида, чем содержится в любой вакцине.

Миф 2: страдающий иммунитет

Жил-был здоровый ребенок. И сделали ему комплексную прививку, например АКДС. Через три дня дитя заболело пневмонией, и болело долго и тяжело. Историй таких сотни, если не тысячи. Разумеется, вывод напрашивается сам собой: прививка снижает иммунитет, а значит, если вы не хотите превратить здоровое дитя в тяжко болящее, делать ее не следует. А что же происходит на самом деле?
Вакцина стимулирует иммунитет, имитируя соответствующую инфекцию. Однако, в отличие от настоящей болезни, изменения происходят лишь в иммунной системе: она начинает продуцировать особый вид белых кровяных телец, несущий ответственность за иммунную защиту, — Т-лимфоциты, а также антитела.
Последние атакуют антигены — чужеродные вещества, которыми в данном случае служат инактивированные бактерии или вирусы, содержащиеся в вакцинах. Через несколько недель, когда мнимая болезнь пройдет, в организме останется след от нее в виде запаса Т-лимфоцитов. Они помнят инфекцию и знают, как бороться с ней, если она вновь будет атаковать организм.
Таким образом, вакцины не снижают иммунитет, а заставляют его работать. Те же самые процессы происходят в нашем организме постоянно, без нашего ведома — ведь мы сталкиваемся с сотнями болезнетворных бактерий и вирусов каждый день, а болеем, к счастью, лишь изредка. И все благодаря регулярной выработке Т-лимфоцитов и антител.
Да, но почему же захворало наше гипотетическое дитя? Причин может быть несколько, и среди них: введение вакцины уже больному ребенку (следует вспомнить, что инкубационный период ОРВИ может затягиваться до 7–10 дней), общее снижение иммунитета — без привязки к вакцинации. Кроме того, нельзя забывать, что подхватить инфекцию, особенно в осенне-зимний период, можно и в самой поликлинике.
Мифы о прививках


И еще один момент. Подавляющее большинство современных вакцин содержат деактивированные вирусы. Они еще в состоянии «запустить» иммунные реакции в организме, но на большее сил их не хватит, а потому реальное заболевание вызвать такие препараты не в состоянии априори. Лишь несколько препаратов содержат живые ослабленные микроорганизмы, которые крайне редко, но все же могут спровоцировать развитие болезни. Однако даже в таких случаях клиническая картина очень стерта, и признаки инфекции выражены крайне незначительно.

Миф 3: «Отказ — личное дело каждого»

Но самый антинаучный аргумент «антипрививочников» на первый взгляд наиболее невинен. Когда противники вакцинации начинают говорить, что прививки — личное дело каждого, многие соглашаются.
Однако они либо не знают, либо не хотят афишировать существование так называемого коллективного иммунитета. Он формируется, когда доля привитых людей в сообществе достигает 83–85 %. Благодаря ему даже те, кто остался по каким-то причинам невакцинированным, будут защищены от инфекции. Поэтому-то врачи не фиксируют вспышки кори или дифтерии, несмотря на «отказников». Но это — до поры до времени.
Чем больше будут пополняться ряды «антипрививочников», тем меньше останется привитых граждан, а следовательно, тем выше риск эпидемий. С тенденцией, существующей сегодня, они практически неизбежны. Дети, родители которых поддались панике и «спасли» своих чад от мифических «токсинов» и «падения иммунитета», заодно оставили их без совершенно реального личного и коллективного иммунитета. А значит, у этих детей есть все шансы повстречаться с опасными, подчас смертельными болезнями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий