Причины
Дефицит внимания как синдром, может иметь разное течение в зависимости от тех или иных факторов. Обычно выделяют три формы его течения:
  • синдром, который объединяет симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности;
  • гиперактивность без признаков дефицита внимания;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности.
Как в случае с другими расстройствами мозговой деятельности, точная этиология СДВГ не определена, и невозможно однозначно сказать, какой из факторов риска станет основой для развития синдрома. Тем не менее, ученые выделяют первичную и вторичную форму синдрома – вторичная форма присутствует при сопутствующем психическом заболевании и может стать причиной травм и перенесенных болезней на любом из триместров беременности матери.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сокращенный до аббревиатуры СДВГ, является поведенческим нарушением и развивается в результате синдрома дисфункции центральной нервной системы. Основным признаком развития СДВГ является наличие трудностей при концентрации внимания на определенных предметах или занятиях. Второстепенным, но также ярко выраженным признаком наличия такой дисфункции служит повышение двигательной активности ребенка – он становится слишком импульсивным, появляются проблемы с простейшими социальными взаимодействиями и обучением. Как и большинство поведенческих расстройств, синдром чаще встречается среди мальчиков, но традиционно более сложным по течению и лечению является СДВГ у девочек. На данный момент официальной оценки заболеваемости на мировом и локальном уровне нет, но в среднем в Украине, как и большинстве развивающихся стран, синдром диагностируют у 4-18% детей.
Существует целый ряд факторов риска, которые могут привести к развитию заболевания:
  • любые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве;
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • воздействие на плод алкоголя, продуктов горения табака и сильнодействующих медицинских препаратов;
  • асфиксия новорожденных;
  • проблемы семейного характера – от плохого материального обеспечения до пресыщения материальными благами;
  • генетическая предрасположенность, о чем свидетельствует тенденция развития синдрома по наследственной линии.
Довольно частым признаком, который запускает развитие синдрома, является недостаток или полное отсутствие в некоторых отделах головного мозга таких химических веществ, как норадреналин и дофамин. Внезапное отсутствие этих веществ уже должно послужить причиной для оперативной диагностики и начала лечения.
Симптомы и диагностика
Диагностика СДВГ происходит в соответствии со сформированными специальными шкалами. Усложнена она только в том случае, когда ребенок страдает каким-то психическим расстройством и симптомы СДВГ относят на счет этого расстройства.
К первичным симптомам синдрома дефицита внимания любого из типов относят:
  • невнимательность и невозможность сосредоточиться на деталях;
  • отсутствие внимательности как во время навязанных, так и во время самостоятельно выбранных занятий;
  • отсутствие навыков организации и самоорганизации;
  • умеренное избегание тех видов деятельности, в которых наблюдается существенная умственная нагрузка и требуется высокая концентрация внимания;
  • заметная забывчивость в обучении и повседневной жизни.
Ребенок с синдромом дефицита внимания просто не может сидеть спокойно, причем он чаще совершает суетливые движения, нежели целенаправленные. Ему сложно самостоятельно выбрать себе занятие и заниматься им самостоятельно – даже если речь идет об игре, ребенок с СДВГ не способен занимать сам себя игрой. При обучении наблюдается неспособность усидеть на месте, частые попытки покинуть свое место, постоянное совершение движений очень мелких, несущественных. Кроме того, ребенок с синдромом чрезвычайно, даже избыточно общителен, может быть навязчивым.
Импульсивность в поведении многими врачами принимается как симптом и проявляется она в том, что ребенок не может выдержать свою очередь, совершенно не задумывается перед тем, как ответить на вопрос и перебивает других детей и взрослых. Самой простой является диагностика заболевания классического синдрома, так как он имеет наиболее явные признаки. Так, дети без гиперактивности, но с дефицитом внимания наоборот – медлительны, заторможены и мало эмоциональные. При отсутствии специализированного лечения СДВГ может привести к падению успеваемости при обучении, конфликтности и нарушениям навыков чтения и письма.
Лечение
При большом выборе методик для лечения синдрома самыми эффективными остаются немедикаментозные, которые не угнетают нервную систему и мозг, а восстанавливают их работу в естественном режиме. в Центре стимуляции мозга практикуется комплексный подход к лечению данного поведенческого расстройства. Базисом курса лечения становится микрополяризация, которая восстанавливает активность определенных отделов мозга, а сопутствующая терапия помогает решить вопрос внешних проявления синдрома. В качестве сопутствующей в нашем центре применяется психотерапия, остеопатия, нейропсихологическая коррекция. Такой комплекс лечения является эффективной заменой применения ноотропов и транквилизаторов, которые использовались для лечения синдрома ранее и приводили к угнетению нервной системы ребенка. Микрополяризация, как метод лечения синдрома дефицита внимания, позволяет практически полностью ликвидировать глубинные проблемы и механизмы развития синдрома, а сопутствующая терапия убирает внешние его проявления.