Химический час
«Посвящение в химики».
Цель:
формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение
кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Оборудование и материалы: описаны в опытах.
План проведения:
1.Подготовка.
2.Вступительное слово учителя.
3.Демонстрация опытов.
4.Состязания.
5.Подведение итогов и награждение.
6.Салют в честь химиков.
Подготовка.
Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и
дать домашнее задание:
• придумать название и девиз команды;
• подготовить приветствие;
• нарисовать газету на химическую
тему.
Вступительное слово учителя.
Сколько мы с вами читали
книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают
удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот
же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное
воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников,
не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
Но значит ли это, что чудес в жизни
не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним
привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.
Наука – вот истинная
волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук
особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она
позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного
сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч
веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она
превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и
лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине
неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не
подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома:
намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий
организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество
химических реакций.
1-й ученик.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
2-й ученик.
Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
3-й ученик.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
4-й ученик.
Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.
1-й ученик.
Химия – это наука о веществах и их
превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся
чудесами.
2-й ученик.
Сегодня – праздник посвящения в
химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания
на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие
химики старших классов.
3-й ученик.
Представляю вам наше уважаемое жюри.
Жюри. Ученики старших классов.
Демонстрация опытов.
4-й ученик.
Наука, из которой выросла химия, -
алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по
убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они
также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Мы
покажем некоторые из них:
Опыт №1.
Вы не раз слышали, что дыма без огня
не бывает. Но дым бывает и без огня!
(В стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной
кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдёт «белый дым»).
1-й ученик.
Опыт №2.
У меня в руках платок, который не
сгорает в пламени!
(Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или
ацетон сгорает, платок остаётся невредимым).
2-й ученик.
Опыт №3.
Оперирую без боли, правда, будет
много крови.
При каждой операции нужна
стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы всё
было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте
ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь
течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза
нет следа!
(Руку смочить раствором хлорида железа (III). После этого нож смочить раствором
роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след.
Затем руку вытирают раствором фторида натрия).
3-й ученик.
Опыт № 4.
На плакате спиртовым раствором
фенолфталеина заранее написать: «Удачи в состязаниях!», а затем при показе
опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись
окрасится в малиновый цвет.
Состязания.
Визитная карточка команды.
Разминка.
Переведите с химического языка на
общепринятый следующие фразы:
1. Не все то аурум, что блестит.
2. Белый, как карбонат кальция.
3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
4. Феррумный характер.
5. Слово – аргентум, а молчание аурум.
6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
8. За купрумный грош удавился.
9. Много оксида водорода утекло с тех пор.
10. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.
Эстафета.
На интерактивной доске уравнения
химических реакций, по 5 для каждой команды. Участники по очереди расставляют
коэффициенты и указывают тип реакции. Последним идёт капитан, проверяя все
уравнения.
1-я команда:
Fe(OH)3 Fe2O3 + H2O
CaO
+ HNO3 Ca(NO3)2 + H2O
Na
+ H2O NaOH + H2
P
+ O2 P2O5
KOH
+ ZnCl2 KCl + Zn(OH)2
2-я команда:
Ca(OH)2
+ CO2 CaCO3
+ H2O
Fe2O3
+ H2 Fe + H2O
Mg
+ HCl MgCl2 + H2
Al
+ O2 Al2O3
Ba(NO3)2
+ H2SO4
BaSO4 + HNO3
Эрудиты.
На интерактивной доске формулы
веществ. Капитаны вытягивают задания.
Из списка веществ выбрать отдельно:
1-я команда: кислотные оксиды,
средние соли.
2-я команда: основные оксиды,
кислоты.
Li2O, Al(OH)3,
H3PO4, O3, BaO, Ba(NO3)2,
H2SO3 , Al2(SO4)3, N2O,
KHS, Zn(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3, HNO2,
ClO3, Cu, Na3PO4, MnO, Ca(NO2)2,
H2SiO3, Cr(OH)3, Br2O, Ba(OH)2.
«Тёмная лошадка».
«Тёмная лошадка» - зашифрованный
химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе
которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после
второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл).
1.
В организме человека его содержится 3 г , из них примерно 2 г в крови.
2.
По распространённости в земной коре
он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3.
Первоначально единственным его
источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4.
Первобытный человек стал использовать
орудия труда из него за несколько
тысячелетий до н.э.
5.
В честь него назван век.
( Железо).
1.
Этот металл известен человеку с
глубокой древности.
2.
Его содержание в водах Мирового
океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3.
Самый большой самородок этого металла
весил 112 кг .
4.
Из этого металла делают украшения,
монеты.
5.
Этот металл – символ Солнца.
( Золото).
1.
За 350 лет до н.э. Аристотель в своих
трудах упоминает об этом элементе.
2.
Алхимики часто называли этот элемент
Меркурием.
3.
Этот металл хорошо растворяет другие
металлы, образуя амальгамы.
4.
Пары металла ядовиты.
5.
Находится внутри градусника.
( Ртуть).
1.
Его называют безжизненным газом.
2.
Это довольно инертный газ.
3.
Он легче воздуха.
4.
Он входит в состав воздуха.
5.
Его химическая формула – N2.
(Азот).
Экспериментальная заморочка.
Каждой команде конверт с заданием,
который вытягивают капитаны.
- Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого
газа.
- Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие
этого газа.
Учитываются правила ТБ, грамотность
проведения и содержание сопроводительного рассказа.
Во время выполнения заданий ведущие работают с болельщиками, предлагая
ответить им на вопросы химической викторины, отгадать ребусы, загадки.
Подведение итогов и награждение.
1-й ученик.
Итак, ребята, вы прошли посвящение.
Но вы еще должны дать клятву перед, встав на одно колено:
Я, юный химик, торжественно клянусь:
Любить уроки химии и всегда их посещать.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Соблюдать правила ТБ.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Не тратить зря химические реактивы.
Клянусь!
Салют в честь химиков.
Опыт «Звёздный дождь».
(Высыпают на лист чистой бумаги,
тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и
порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель,
который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается
реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление
«огненного дождя».
2-й ученик.
Мы поздравляем вас с тем, что с
сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить
мероприятие мы хотим гимном химиков:
«Нам суждено пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий