четверг, 21 апреля 2016 г.

18-22 КВІТНЯ 2016 РОКУ. ТИЖДЕНЬ БІОЛОГІЇ ТА ХІМІЇ В ШКОЛІ. Химический час «Посвящение в химики».

Химический  час

«Посвящение в химики».
Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.
  
Оборудование и материалы: описаны в опытах.
План проведения:
1.Подготовка.
2.Вступительное слово учителя.
3.Демонстрация опытов.
4.Состязания.
5.Подведение итогов и награждение.
6.Салют в честь химиков.

Подготовка.

 Заранее выбрать две команды из 5–6 человек и дать домашнее задание:
• придумать название и девиз команды;
• подготовить приветствие;
• нарисовать газету на химическую тему.

Вступительное слово учителя.

Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.

Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

1-й ученик.

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)

2-й ученик.

Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.

3-й ученик.

Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.

4-й ученик.

Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.

1-й ученик.

 Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.

2-й ученик.

Сегодня – праздник посвящения в химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие химики старших классов.
3-й ученик.

Представляю вам наше уважаемое жюри.
Жюри. Ученики старших классов.

Демонстрация опытов.

4-й ученик.

Наука, из которой выросла химия, - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Мы покажем некоторые из них:

Опыт №1.

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. Но дым бывает и без огня!
(В стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдёт «белый дым»).

1-й ученик.
Опыт №2.

У меня в руках платок, который не сгорает в пламени!
(Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остаётся невредимым).

2-й ученик.
Опыт №3.

Оперирую без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы всё было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!
(Руку смочить раствором хлорида железа (III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след. Затем руку вытирают раствором фторида натрия).

3-й ученик.
Опыт № 4.

На плакате спиртовым раствором фенолфталеина заранее написать: «Удачи в состязаниях!», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.

Состязания.

Визитная карточка команды.
Разминка.

Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:

1. Не все то аурум, что блестит.
2. Белый, как карбонат кальция.
3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
4. Феррумный характер.
5. Слово – аргентум, а молчание аурум.
6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
8. За купрумный грош удавился.
9. Много оксида водорода утекло с тех пор.
10. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.

 
Эстафета.

На интерактивной доске уравнения химических реакций, по 5 для каждой команды. Участники по очереди расставляют коэффициенты и указывают тип реакции. Последним идёт капитан, проверяя все уравнения.

1-я команда:
Fe(OH)3       Fe2O3  + H2O
CaO + HNO3         Ca(NO3)2 + H2O
Na + H2O        NaOH + H2
P + O2        P2O5
KOH + ZnCl2           KCl + Zn(OH)2

2-я команда:
Ca(OH)2 + CO2        CaCO3 + H2O
Fe2O3 + H2         Fe + H2O
Mg + HCl       MgCl2 + H2
Al + O2          Al2O3
Ba(NO3)2 + H2SO4         BaSO4 + HNO3


Эрудиты.

На интерактивной доске формулы веществ. Капитаны вытягивают задания.
Из списка веществ выбрать отдельно:
1-я команда: кислотные оксиды, средние соли.
2-я команда: основные оксиды, кислоты.
Li2O, Al(OH)3, H3PO4, O3, BaO, Ba(NO3)2, H2SO3 , Al2(SO4)3, N2O, KHS, Zn(OH)2, Fe2O3, Fe(OH)3, HNO2, ClO3, Cu, Na3PO4, MnO, Ca(NO2)2, H2SiO3, Cr(OH)3, Br2O, Ba(OH)2.

«Тёмная лошадка».

«Тёмная лошадка» - зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл).

1.     В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2.     По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3.     Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4.     Первобытный человек стал использовать орудия труда  из него за несколько тысячелетий до н.э.
5.     В честь него назван век.
                                                ( Железо).

1.     Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2.     Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3.     Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4.     Из этого металла делают украшения, монеты.
5.     Этот металл – символ Солнца.
                                                   ( Золото).

1.       За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
2.       Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
3.       Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
4.       Пары металла ядовиты.
5.       Находится внутри градусника.
                                                   ( Ртуть).

1.           Его называют безжизненным газом.
2.           Это довольно инертный газ.
3.           Он легче воздуха.
4.           Он входит в состав воздуха.
5.           Его химическая формула – N2.
                                                            (Азот).


Экспериментальная заморочка.
Каждой команде конверт с заданием, который вытягивают капитаны.

- Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.
- Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

Учитываются правила ТБ, грамотность проведения и содержание сопроводительного рассказа.

Во время выполнения заданий ведущие работают с болельщиками, предлагая ответить им на вопросы химической викторины, отгадать ребусы, загадки.

Подведение итогов и награждение.

1-й ученик.

Итак, ребята, вы прошли посвящение. Но вы еще должны дать клятву перед, встав на одно колено:
Я, юный химик, торжественно клянусь:
Любить уроки химии и всегда их посещать.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Соблюдать правила ТБ.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Не тратить зря химические реактивы.
Клянусь!

Салют в честь химиков.
Опыт «Звёздный дождь».

(Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и  смесь выбрасывается в  виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».

2-й ученик.

Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить мероприятие мы хотим гимном химиков:

«Нам суждено пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!


Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий