пятница, 1 апреля 2016 г.

Тиффани, Луис Комфорт

Тиффани, Луис Комфорт

Луис Комфорт Тиффани (англ. Louis Comfort Tiffany18 февраля 1848Нью-Йорк — 17 января 1933Нью-Йорк) — американский художник и дизайнер, представитель модерна. Международное признание Тиффани принесли его изысканные изделия из стекла: витражиабажурыбижутерия. Произведения Луиса Комфорта Тиффани украшают храмы и частные дома. Крупнейшая в мире коллекция его ювелирных и стекольных изделий находится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Изобретённый им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии. А техника Тиффани стала самой распространённой во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла.

Луис Комфорт Тиффани
англ. Louis Comfort Tiffany
Louis Comfort Tiffany c. 1908.jpg
Луис Тиффани в 1908 году
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
17 января 1933[1] (84 года)
Место смерти:
Гражданство:
Стиль:
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

иография

Родился в Нью-Йорке, в семье основателя ювелирной фирмы «Тиффани и Ко» — Чарльза Льюиса Тиффани. Выросший в роскоши и окруженный красивыми вещами, Луис Комфорт Тиффани решил посвятить себя искусству. Обучался живописи уДжорджа Иннесса и Сэмюэля Колмена в Нью-Йорке, и в Париже у Леона Байли. В 1876 году состоялась экспозиция работ Тиффани на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей «Общества американских художников».
С начала 1880-х годов Тиффани переключился на дизайн стекла. Постоянно экспериментируя, дизайнер разработал новый вид стекла — «Фавриль». На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго работы Тиффани были восторженно приняты публикой. С середины 1880-х годов, основанная им дизайнерская фирма производила витражи на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры. К концу ХIХ века эти изделия приобрели большую популярность и фирма заняла лидирующее положения на рынке.
Стиль «модерн», в котором работал дизайнер, в США и других странах называют также «тиффани», по имени Луиса Комфорта Тиффани.

Техника Тиффани

Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашёл собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую оплётку с медной фольгой.

Стекло Тиффани

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время, в последней трети XIX столетия, стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление.
Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.
Благодаря применению новых видов стекол он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал черно-коричневую краску шварцлот.
Собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.
Опалесцирующий эффект такого стекла получается, если добавить в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.
Фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его можно получить, если посыпать уже готовое, но ещё не охлажденное стекло металлическими крупинками. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно. Складчатое стекло или «драпировки» также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя ещё мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона.

Стиль Тиффани

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.
Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал её глазами художника.

Известные произведения

Витражи
  • «Священный град» — Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
  • «Крещение Господне» — Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
  • «Нагорная проповедь» — Церковь Арлингтон-стрит, Бостон
  • «Мемориальный витраж Мэя» — Синагога Эману-Эль, Нью-Йорк
  • «Образование» (Мемориальный витраж Читтендена) — Йельский университет
Лампы и абажуры
  • «Лист лотоса»
  • «Стрекоза»
  • «Ракитник — золотой дождь»


Это лишь вопрос воспитания и образования; пока 
человек не научится отличать прекрасное от 
ужасного, он не сможет жить в мире настоящих 
произведений искусства. 

Л.К. Тиффани


«Образование» (Мемориальный витраж Читтендена) – Йельский университет
Кликайте, чтобы насладиться изображением в полном объеме
ЭКСПЕРИМЕНТАТОР
Эпоха модерна была второй кульминационной точкой расцвета витражного искусства в истории всемирной культуры. Первой была готика. Благодаря Луису Тиффани и некоторым другим художникам-модернистам, таким, как Рене Лалик, Эмиль Галле и др., художественное стекло получило второе рождение. 


Абажур "Ракитник - золотой дождь"

Увидев витражи Шартра, он мечтает создать стекло, подобное тому, что варили средневековые стеклоделы. Возможности стекла были очень ограничены, а искусство витража почти забыто. Он мечтает о возрождении. И начались долгие эксперименты. Как сделать стекло более прозрачным? Как с помощью стекла передавать бесконечное многообразие красок природы? Как сочетать стекло с другими материалами? 


«Мемориальный витраж Мэя» – Синагога Эману-Эль, Нью-Йорк


САДОВНИК
Мир Природы он чувствовал необычайно тонко и сумел передавать это в своих произведениях. Природа была для него неисчерпаемым источником вдохновения. Он любил ее всю. В вазах, светильниках и панно мы видим и цветущую яблоню, и сирень, и экзотический цветок индейской репы. И, конечно, его любимые стрекозы, чьи крылья так напоминают витраж.Каждое произведение, будь то выдувной сосуд или огромное панно, было полем для очередного эксперимента. Для него специально варилось стекло тех оттенков, которые были необходимы. Цветовая гамма, с которой работали в мастерских Тиффани, была практически неограничена. Поэтому, глядя на вазы Тиффани, с трудом верится, что эти распускающиеся лилии рукотворны.



Лампа "Стрекоза"

МЕЧТА...

И была Мечта. Красота должна окружать всех людей, вне зависимости от того, богат ты или беден. Эта идея, возможно, поселилась в нем после знакомства с Уильямом Морисом, который также мечтал, чтобы прекрасное окружало всех людей. Красоты не хватало ХХ веку — веку бурного развития промышленности, больших зданий и больших городов. Все, что окружает человека в повседневной жизни, становилось все более безликим, главную роль начинали играть функциональность и практичность.
Тиффани, вслед за «Движением искусств и ремесел», старался объединить эти вещи. Он уже знаменит: его заказчиками были самые богатые люди мира, включая президента США Честера Алана Артура, который приглашалТиффани для оформления некоторых помещений Белого дома. Но он прекрасно понимал, что лишь единицы могут позволить себе купить витраж. А ему так хотелось украсить жилища простых американцев! Именно поэтому было налажено производство выдувных сосудов из фаврильского стекла. И сейчас, по прошествии 100 лет, большинство домов Америки и Европы украшены витражами и светильниками в технике «Тиффани».


В чем же заключается загадка этого человека? Может быть, в его необыкновенной творческой энергии? Может быть, в прекрасном художественном вкусе? Может быть, в необыкновенно сильной любви к своей стране? А может быть, он просто всю жизнь искал настоящее Искусство и именно в этом видел свое предназначение. И именно это было его «внутренним двигателем» и не давало ему успокаиваться на достигнутом, заставляя продолжать поиск.

Tiffany_laburnum_hg

В одной очень состоятельной, а правильнее – богатейшей семье, родился мальчик, наследник империи – ювелирной империи Тиффани. Мальчик рос  несколько безалаберным и безответственным, он не смог, или не захотел окончить школу, и не проявлял никакого интереса к семейному бизнесу. А вот это, с точки зрения отца, был кошмар. Отец считал его шалопаем. Ну и действительно, не интересуясь бриллиантами, рубинами, изумрудами, мальчик с увлечением играл цветными стеклами. Папочка не знал, что его сын станет одним из самых значительных художников Америки.


0_79ec3_c8628b0a_XXL

Луис Комфорт Тиффани родился одновременно с Французской революцией - в 1848 году. В юном возрасте он заявил семье, что собирается посвятить свою жизнь поискам истинного искусства, и в 1865 году, в возрасте 18 лет, оправился в Европу обучаться живописи. Но живописцем ему стать было не суждено. Его судьба была другой. Путешествуя по миру, он изучал разные культуры и стили искусства — начиная с древнеегипетского и заканчивая современным ему модерном. Переломным моментом его путешествия, да и вообще его жизни, стало посещение Шартрского собора. Витражи ХII века поразили его. Он назвал их «примером совершенной красоты». Он был заворожен светом, льющимся сквозь многоцветные стекла. Это была встреча с Судьбой. Он нашел свой материал. Но это было только начало.


11b8145be285a17777ee4d809bfd4d09_XL

Для Тиффани учиться значило искать. Его творческий путь часто называют «крестовым походом за новой эстетикой». Поставленная в юности цель - поиск новой красоты - вдохновляла его всю жизнь. 
0_79ec0_1e6c8fa4_XXXL

Сильный отпечаток на дальнейшую творческую судьбу Тиффани наложило его знакомство с «Движением искусств и ремесел» Уильяма Морриса. Возможно, этим встречам мы обязаны такому явлению в искусстве, как американский модерн, одним из родоначальников которого был Луис Тиффани.


1

Эпоха модерна была второй кульминационной точкой расцвета витражного искусства в истории всемирной культуры. Первой была готика. Благодаря Луису Тиффани и некоторым другим художникам-модернистам художественное стекло получило второе рождение.


3

Увидев витражи Шартра, он мечтает создать стекло, подобное тому, что варили средневековые стеклоделы. Возможности стекла были очень ограничены, а искусство витража почти забыто. Он мечтает о возрождении.
И начались долгие эксперименты. Как сделать стекло более прозрачным? Как с помощью стекла передавать бесконечное многообразие красок природы? Как сочетать стекло с другие материалами?

4


В 1879 году он основывает фирму «Луис Тиффани и ассоциация художников». В нее он привлекает не только архитекторов, проектировщиков, художников, но и талантливых химиков. Поиск расширения возможностей стекла продолжается.


5

Возможно, что успеха ему помогла добиться необыкновенная вера в «свой» материал. Результаты превзошли ожидания. Он смог сварить стекло, по качеству подобное стеклу в готических витражах. Но также он получил и новые виды стекла. Самое известное из них Тиффани назвал «favrile», что в переводе с латыни означает «рукотворное»; есть у него и другое название - «пламенеющее», потому что оно переливается всеми цветами радуги и больше напоминает металл, нежели стекло.


6

Казалось, что в работе для него не было преград, не было невыполнимых задач. Чего стоит один стеклянный занавес весом в 20 тонн, который он спроектировал и создал для Национального театра в Мехико! А уникальная технология изготовления витражей, которая с тех пор носит имя Тиффани!


7


Рассказывают, что появление знаменитых абажуров Тиффани были почти случайностью. Первоначально их изготавливали из осколков, оставшихся от производства больших витражных полотен. Но именно они до сих пор ассоциируются с именем Тиффани. В некоторых из них количество элементов - крошечных стеклянных кусочков - доходит до тысячи.


9

Он стал знаменит: его заказчиками были самые богатые люди мира, включая президента США Честера Алана Артура, который приглашал Тиффани для оформления некоторых помещений Белого дома. Но он прекрасно понимал, что лишь единицы могут позволить себе купить витраж. А ему так хотелось украсить жилища простых американцев! Именно поэтому было налажено производство выдувных сосудов из фаврильского стекла. И сейчас, по прошествии 100 лет, большинство домов Америки и Европы украшены витражами и светильниками в технике «Тиффани».


10



11


13


14


a3d33becb7300a0dc9d6f2eb9c676facbc81d6100500438
butterfly-table-lamp-designs-5


h2_51.121.13


h2_69.150


h2_96.17.10


h2_1974.214.15a,b


h2_1981.159


h2_2002.474


h2_2002.620


h2_2003.606


h2_2005.495


hb_2002.620_av1

517TMsfxKcL._SX385_
14531635_1


14531578_1

14532404_1


55370849_Louis_Comfort_Tiffany_c




Комментариев нет:

Отправить комментарий