пятница, 1 апреля 2016 г.

Вазарели, Виктор

Викто́р Вазарели́ (фр. Victor Vasarely19061997), урождённый Дё́жё Ва́шарейи (венг. Vásárhelyi Győző) — французский художник, график и скульптор венгерского происхождения, ведущий представитель направления «оп-арт». Сын — художник Жан-Пьер Ивараль.
Виктор Вазарели
Фотография
Имя при рождении:
Vásárhelyi Győző
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
15 марта 1997 (90 лет)
Место смерти:
Происхождение:
Подданство:
Жанр:
Учёба:
художественная академия Польдини-Волькман (Будапешт)
Сайт:

Жизнь и творчество[править | править вики-текст]

  • 1925 — оканчивает школу.
  • 1927 — поступает в художественную академию Польдини-Волькман в Будапеште.
  • 1928 — учёба в ателье «Мюхели» в Будапеште.
  • конец 1920-х — учится в Баухаузе у Шандора Бортника и Л. Мохой-Надя.
  • 1930 — женится и переезжает в Париж[1].
  • 1930—1940 — работает в различных французских рекламных агентствах рисовальщиком и графиком.
  • 1944 — начинает работать в жанре живописи.
  • 1947 — художественный период «Бель-Иль», мастер работает с круглыми и эллипсоидными формами
  • 1948 — переезд в Горд (департамент Воклюз), художественный период «Горд-Кристалл»; картины художника двузначны, мастер много работает над перспективой и объёмом пространства.
  • 1951 — период «Денфер».
  • 1955 — пишет «Жёлтый манифест» (фактически, программа «оп-арта»); кинетический период творчества, архитектонические работы, создаёт эскизы для ковров, участвует в оформлении в киноиндустрии, сериграфии.
  • 1961 — переезжает из Аркюля в Анет-сюр-Марн.
  • 1969 — присуждено звание профессора в Высшей школе прикладного искусства в Будапеште. В будапештском дворце Зичи работает музей Виктора Вазарели.

Награды, призы и премии[править | править вики-текст]

  • 1955 — премия Художественных критиков, Брюссель; Золотая медаль Милана; Международный приз живописи Венесуэлы.
  • 1964 — Гуггенгейм-премия, Нью-Йорк.
  • 1965 — произведён в рыцари Ордена Искусств и Литературы при министерстве культуры Франции.
  • 1965 — Большой Приз на VI Международной графической выставке в Любляне; Большой Приз на VIII Биеннале искусств в Сан-Паулу.
  • 1965 — Золотая медаль Общества содействия искусства и индустрии, Париж.
  • 1966 — присвоено звание почётного гражданина Нового Орлеана (Луизиана, США).
  • 1966 — Премия на I Международной биеннале графики, Краков.
  • 1966 — Золотая медаль на II международном симпозиуме эстетики, Римини.
  • 1967 — приз министра международных дел Японии на IX Токийском биеннале.
  • 1967 — премия в области живописи института Карнеги, Питтсбург (США).
  • 1968 — премия «Престиж дю Папир».
  • 1969 — I премия на II Международном биеннале графики в Кракове.
  • 1969 — Первая «Золотая палитра» на международном Фестивале живописи, Канн-сюр-Мер (Франция).
  • 1970 — открытие фонда-музея Вазарели в Горде.

Избранные полотна[править | править вики-текст]


Скульптура в родном городе Пече
.



  • Разрешение картинок от 248x350px до 2544x3498px 
  • 808 x 642Виктор Вазарели (137 работ)


    ВАЗАРЕЛИ, ВИКТОР (Vasarély, Victor) (наст. фамилия Vásárhelyi, Вашархей) (1906–1997), французский художник и теоретик искусства, основоположник оп-арта.

    Родился в городе Печ (Венгрия) 9 апреля 1908 в семье зажиточного крестьянина-фермера. С 1925 обучался медицине в Будапеште. Решив стать художником, в 1927–1929 занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики; пользовался с той поры романизированным вариантом своей фамилии в качестве псевдонима.

    Перенес опыт плакатиста в свою раннюю черно-белую графику, основанную на оптических эффектах «перетекания» абстрактных форм и узоров в фигурные и наоборот. Активно занимался и живописью такого же рода, где натурные мотивы во все большей степени превращались во фрагменты некоего тотального орнамента, разрушающего традиционные представления о зрительном соотношении переднего и заднего планов. Для периода «Belle-ile» («Прекрасный остров»; 1947–1954) характерны эллиптические конфигурации, мягкие и природные по ритмике, чуть позднее начался отчасти параллельный «Кристаллический период» (1948–1960) с его более строгим геометризмом. Однако, в отличие от представителей конструктивизма, его интересовала не столько геометрическая структура произведения как такового, сколько визуальное поле между произведением и глазом. Это поле у него стало воистину игровым, порождая бесконечные пространственные «обманки». В 1950-е годы Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции, а также скульптуры в виде прозрачных подсвеченных ящиков со стеклянными пластинами внутри. В любом случае более всего его интересовала чисто иллюзорная пластика, тот оптический «третий мир», что обретает живой кинетизм в игре контрастных форм и цветов. Посвятил этому «третьему миру» Желтый манифест, названный так по цвету бумаги, на которой он был напечатан (1955), – манифест, ставший программой оп-арта.
    Отныне его картины и графика стали «пластическими единицами» («unites plastiques»), которые уже можно было продолжать разнообразно комбинировать и без участия автора. Авторская поэтика играла свою роль, – например в мерцающих Космических структурах конца 1950-х годов (Метагалактика, 1959, галерея Д.Рене, Париж; и др.), в большинстве своем названных именами созвездий, – но в целом личный стиль Вазарели становился все более массовым, тиражным, переходя в руки помощников и потребителей (как Вазарели подчеркивал в теоретических текстах, такого рода комбинаторика и тиражность лишь дополнительно обогащают произведение). Образы мастера не только воплощались в виде архитектурных сооружений и монументального декора (композиция Пара-виста на полу Факультета естественных наук в Париже, 1967), не только активно влияли на моду, упаковку и дизайн в целом, в том числе на украшающие новые здания «суперграфику», но и производились в виде коммерческих продуктов (декоративные объекты и детские игрушки). В 1976 в Экс-ан-Прованс, в здании, построенном по проекту самого Вазарели, был открыт фонд его имени. С 1982 музей художника существует в его родном городе.
    Вазарели - один из основоположников так называемого оптического искусства, или оп-арта, хронологически совпавшего с поп-артом (1960-е годы). Следуя основной идее этого творческого направления, художник вовлекает зрителя в созерцание иллюзионистического эффекта, прибегая ко всякого рода оптическим трюкам. Как создать с помощью только законов геометрии образ равно реальный и иллюзорный - задача, всецело увлекавшая Вазарели на протяжении всей его творческой жизни.

    Скан книги Gaston Diehl Vasarely
    Gaston Diehl (10 августа 1912 - 12 декабря 1999 г.), французский профессор истории искусства и художественный критик

    Поскольку книга на венгерском языке и перевода я не нашла , предоставляю вашему вниманию только картинки из книги и информационный материал из интернета .

    Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от opticalart - оптическое искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции(см. кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения,последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя.Направление продолжает техницистскую линию модернизма.

    Задача оп-арта – обмануть глаз,спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий".Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.
    Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции.Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему(гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.
    "Группа исследований визуального искусства" (объединение художников оптического и кинетического искусства) писала в своем манифесте"Довольно мистификаций" (1961): "Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза,интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза.Человеческий глаз является нашей исходной точкой"
    Под "человеческим глазом" имеются в виду типовые реакции психики, на основе которых возникают иллюзии. Такие иллюзии действительно имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального сознания, культуры,убеждений и вкусов личности. В этом смысле создания оп-арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага,различные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности. На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства.Так, Вазарели писал: "Моя цель – внедрить пластическое сознание в повседневную жизнь. Мои работы предлагают социальное благосостояние раrехсеllenсе"
    Представители оп-арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве, поскольку сам глаз генерирует форму,трансформирует "материю" живописи в "энергию" видимого образа
    Если в природе мы видим красоту даже там, где царит хаос и отсутствует ритм, то оп-арт, как и человек, стремящийся преобразовать природу, ищет красоту и выразительность в чётком, но сложном для нашего восприятия геометрическом рисунке, внося хаос в наше ощущение формы и пространства и таким образом добиваясь определённого эффекта. Наше восприятие стремится организовать видимое глазу изображение хаотически разбросанных цветных пятен в простую систему, оп-арт, наоборот,пользуясь строгими геометрическими построениями разрушает целостность восприятия, демонстрируя особенности нашей перцепции.

    А сейчас другие материалы , которых не было в книге .......

    810 x 514Виктор Вазарели (137 работ)

    800 x 600Виктор Вазарели (137 работ)

    1000 x 1209Виктор Вазарели (137 работ)

    800 x 530Виктор Вазарели (137 работ)

    500 x 375Виктор Вазарели (137 работ)

    320 x 400Виктор Вазарели (137 работ)

    300 x 391Виктор Вазарели (137 работ)

    550 x 551Виктор Вазарели (137 работ)

    811 x 668Виктор Вазарели (137 работ)

    800 x 538Виктор Вазарели (137 работ)

    811 x 647Виктор Вазарели (137 работ)

    550 x 548Виктор Вазарели (137 работ)

    811 x 646Виктор Вазарели (137 работ)

    1000 x 988Виктор Вазарели (137 работ)

    815 x 671Виктор Вазарели (137 работ)

    1000 x 902Виктор Вазарели (137 работ)

    806 x 672Виктор Вазарели (137 работ)

    800 x 534Виктор Вазарели (137 работ)

    956 x 1050Виктор Вазарели (137 работ)

    821 x 672Виктор Вазарели (137 работ)

    600 x 454Виктор Вазарели (137 работ)

    1000 x 901Виктор Вазарели (137 работ)

    1012 x 886Виктор Вазарели (137 работ)

    308 x 400Виктор Вазарели (137 работ)

    800 x 540Виктор Вазарели (137 работ)

    1000 x 959Виктор Вазарели (137 работ)

    800 x 526Виктор Вазарели (137 работ)

    819 x 672Виктор Вазарели (137 работ)

    419 x 416Виктор Вазарели (137 работ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий