25 листопада – 175 років від дня
народження Івана Семеновича Нечуя-Левицького (1838-1918), видатного письменника
та публіциста (Постанова Верховної Ради України від 22 травня 2012 року № 4804
"Про відзначення 175-річчя з дня народження Івана Нечуя-Левицького");
Иван Семенович Нечуй-Левицкий
(1838-1918)
Иван Семенович Левицкий родился
в городке Стеблеве (сейчас Корсунь-Шевченковский район на Черкасщине) в
семье священника 25 ноября 1838 года. Первые знания получил от отца, который
учил грамоте крестьянских детей. В 1845 году будущий писатель начал обучение у
дяди Е. Трезвинского, учителя Богуславского духовного училища, а 1847 году
поступил в Богуславское духовное училище. По окончании его в 1853 году он
поступил в Киевскую духовную семинарию. После духовной семинарии учительствовал
в Богуславском духовном училище. В 1861 году И. Левицкий поступил в Киевскую
духовную академию, а закончив ее получил назначение на должность учителя
русской словесности в Полтавской духовной семинарии.
Первая повесть «Две солдатки»
была написана в 1866 году. Писатель переехал в Калуш, где работал учителем
гимназии. В 1867 году он перевелся на педагогическую работу в Седлец. При
содействии Пантелеймона Кулиша в львовском журнале «Правда» в 1868 году под
именем Иван Нечуй были напечатаны повести «Две солдатки», «Причепа» и один
рассказ. В следующем году вышел рассказ «Рыбак Панас Круть». И. Левицкий
путешествовал по Швейцарии, а 1873 году переехал на педагогическую работу в
Кишинев. В 1874 году в Киеве издан сборник произведений, куда вошли роман
«Тучи», рассказ «Нельзя бабе Прасковье удержаться на селе», «Запорожцы». В
1876 году написаны повести «Николай Джеря», «Бурлачка», в 1878 году
– повесть «Кайдашева семья». В 1880 году И. Левицкий посетил могилу Т. Шевченко,
написал о нем очерк. В следующем году была создана повесть «Старые батюшки и
матушки». В 1884 году писатель выехал в Карпаты, написал рассказ «Чертовский
соблазн». В связи с постоянным надзором полиции И. Левицкий вынужден
приостановить педагогическую деятельность и переехать в 1885 году в Киев.
На протяжении 1886 – 1893 годов им созданы повесть «Пропавшие», «Обиженные и не
обиженные», повесть «Над чорным морем», рассказ «Афонский прохиндей», очерк
«Украинские штукари», повесть «Сумасбродка», повесть «Между врагами». И хотя
творческое наследие И. Нечуя-Левицкого насчитывает много томов, визитной
карточкой писателя стала повесть «Кайдашева семья», впервые напечатанная в 1879
году в десяти номерах журнала «Правда». В этом же году повесть вышла во Львове
отдельной книгой.
Автор дважды обращался к царской цензуре,
но разрешения напечатать произведение в России не получил. Лишь в 1686 году
было разрешено напечатать «Кайдашеву семью» с существенными изменениями.
Цензуре не понравились начало и концовка произведения, а также в первой
редакции повесть начиналась не нейтральным очерком красот природы, а прозрачным
сравнением знаменитого казацкого прошлого Украины с современной автору
действительностью. «Везде выше Роси стоят крутые горы, как высокая кровля хат,
на тех горах везде стоят казацкие могилы, куда только не падает взгляд.
Весь край будто какое-то огромное кладбище, где похоронен целый народ, где под
безликими могилами похоронена украинская воля. Вся страна без леса, голая,
опустошенная». Такие мысли, понятно, не могли понравиться цензуре. Беспощадному
уничтожению подчинили те места произведения, в которых писатель высмеивал
монахов, попов и церковь. В результате, вследствие компромисса с цензурой, из
текста было изъято 25 отрывков. По жанру «Кайдашева семья» – это социально-бытовая
сатирически-юмористическая повесть, в которой изображается жизнь украинского
села в первые десятилетия после отмены крепостничества. Повесть вышла почти
через два десятилетия после реформы 1861 года и освещала злободневные для того
времени проблемы: трудную жизнь крестьян, непомерные налоги, разрушения
патриархального устройства села, темноту и забитость крестьян, которых
вследствие необразованности и неопытности в общественных делах было легко обмануть,
подкупить и разъединить, как это произошло в истории с жидом Берком.
Важной проблемой было и пьянство
крестьян, отсутствие культурного, духовного досуга. Вместе с тем И.
Нечуй-Левицкий обратился в своей повести и к вопросам вечным: добра и зла,
любви, семейным отношениям, взаимоотношениям родителей и детей, проблемам
человеческого достоинства и свободы, веры в Бога, морали и авторитета в общине.
Нужно также добавить, что реалистичности произведению прибавляет тот факт, что
отдельные персонажи произведения имели прототипов. Например, прототипами
Кайдашей была семья Мазуров из села Семигоры, которая была известна на весь
уезд постоянными ссорами, потасовками и передрягами, имели Мазуры и реальных
богатых сватов – Довбушей.
Впервые с Кайдашами мы встречаемся
за работой: Омелько мастерит, а сыновья Лаврин и Карп на токе поправляют места
для стожков, старая Кайдашиха работает в доме. То есть перед нами обычная
крестьянская семья. Ситуация начинает обостряться после того, как Карп женится
на Мотре. Кайдашиха надеется, что с приходом в дом невестки, может уже и
отдохнуть под старость, но зажигательная («сердце с перцем») Мотря
не собирается становиться наймичкой. И вдобавок появление молодой семьи вызвало
споры между родителями и детьми за собственность, разбудила эгоистические
инстинкты и страсти героев. Отсюда и начинаются конфликты между Кайдашихой и
Мотрей, постепенно в «военные действия» втягиваются мужчины: Кайдаш и Карп, а
после бракосочетания Лаврина с Мелашкой конфликт становится бесконечным.
Творчество И. Нечуя-Левицкого
представляет важный этап в развитии украинского реализма. Оно характеризуется
интенсивными идейно-эстетичными поисками писателя, изображением злободневных
социальных и морально-этических проблем. До появления повестей Нечуя-Левицкого
украинский читатель был знаком разве что с прозаическими произведениями
Григория Квитки-Основьяненко и Марка Вовчка. Взяв все лучшее из их традиций,
автор «Николая Джери» и «Кайдашевой семьи» вместо рассказа, который велся от
лица героя, утверждает объективно-эпический рассказ, который создавал более
широкие возможности для всестороннего моделирования действительности. Бросается
в глаза такая своеобразность его реализма, как изображение влияния социальной
среды на формирование личности. Утверждая высокие моральные идеалы, писатель
осуждал те социальные условия, которые искажали, калечили сущность человека. В
его повестях и рассказах всегда присутствуют противостояние цельной личности и
деморализованных людей, причем весь пафос творчества направлен на утверждение
духовно богатого человека. Разнообразная темами и жанрами проза Нечуя-Левицкого
является ярким свидетельством активного вмешательства украинского писательства
в общественную жизнь, его идейно-художественное «выравнивание» с литературами
других европейских народов.
Основные произведения: романы
«Причепа», «Тучи», «Князь Еремия Вишневецкий», «Гетьман Иван Виговский»,
повести «Две солдатки», «Николай Джеря», «Запорожцы», «Кайдашева семья».
Комментариев нет:
Отправить комментарий